Новости

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВ: «ТРЕНЕР – ЭТО ВАШ ХОККЕЙНЫЙ ПАПА»

27/08/2018 17:56 438

Команда «Русские лисицы» уже не первый турнир покоряет сердца болельщиков «Кубка Гризли».  Поэтому мы не могли не пообщаться с их наставником и настоящим фанатом хоккея Александром Александровым, который не только стоит на тренерском мостике женской хоккейной команды, но и работает на наших прямых трансляциях, комментируя матчи. С Александром Александровым мы поговорили о проблемах женского хоккея, взаимоотношении с родителями, государственных спортивных школах и коммерческих селектах. Вашему вниманию интервью Ксении Мурзиной – максимально развернутое и аналитическое, каких давно не было на ресурсах «Кубка Гризли».

- Для начала хочется поблагодарить тебя и твоих девчонок за участие в турнире «Кубок Гризли». Давай теперь поговорим о твоей команде. Коллектив «Русские лисицы» является коммерческим селектом. Не кажется ли тебе, что команды подобного формата за последние годы набирают все большую популярность?

- Дело в том, что у нас нет конкуренции спортивной школе. Мы собираем сборную девочек из разных регионов – это Якутия, Крым, Сыктывкар, Воронеж, Санкт Петербург, Нижнекамск, Казань, и многие другие регионы, ведь во многих из них просто нет девчачьих команд. Наоборот тренеры из спортивных школ часто звонят и спрашивают, как сыграли их девочки. Мы даем сводный анализ по турниру и в то же время прислушиваемся к мнению тренера, чтобы дать девочке необходимую практику.

 - Что касается команд мальчиков, которые также часто собираются в коммерческие селекты. Они должны работать по такому же принципу?

- У мальчиков в идеале селекты должны работать также. Но, к сожалению, это не всегда так. Селекты часто завязаны только на зарабатывании денег, поэтому тренеры начинают переманивать ребят на подкатки и дополнительные занятия. Они не идут в одной упряжке с тренерами из спортивной школы и навязывают негатив. Может быть, поэтому к некоторым коммерческим командам такое негативное отношение. А мы другие. Мы работаем на тренеров спортивных школ. Скажу по секрету, сейчас у меня собирается аналогичная команд команда мальчиков. Называться она будет «Хоккей в сердце», поэтому всех мальчиков 2008-2010 годов мы приглашаем к нам.

Правда, у нас есть одно строгое правило – детей ругать нельзя. А если родитель поругал ребенка, мы можем даже снять его девочку с турнира!

- Ты несколько лет работал в СШОР «Русь», где сумел также успешно набрать целую команду девочек. Сравни для себя работу в государственном учреждении и коммерческой команде.  Где тебя нравится больше и почему?

- Конечно, гораздо легче работать с селектом, где приезжают уже обученные дети, которых поставили на коньки и научили кататься. За это я благодарен их тренерам. В спортивной школе нужна более кропотливая работа.  В «Русских лисицах» к своей работе я больше отношусь, как к хобби. Но я очень уважаю тренеров спортивных школ, к примеру, как Н.Я. Павлов в СШОР «Русь», Г.Г. Курдин в СШОР «Витязе», которые берут детей «с нуля» и доводят до выпуска. Таких специалистов единицы, и их обязательно нужно поощрять. Что касается меня, то из системы я ушел, так как есть в ней проблемы, которые не дают выстроить продуктивную работу на месте. Главная из них – это проблема зависимости от родителей.

Тренер в команде должен быть как Тарасов – устанавливать свои правила и никого не бояться. Обращаюсь к родителям: любители и цените своих тренеров. Даже если он вас отчисляет, значит так и должно быть. Скажите ему спасибо, а не пишите жалобы и не пытайтесь угрожать.

Тренер – это ваш хоккейный папа. И только так, а не иначе должно быть.

- В любой команде тренер должен формировать игроков в звенья с учетом уровня их спортивной подготовки. У тебя коммерческая команда, соответственно, играть хотят все, кто заплатил тебе деньги. Как ты в этом случае находишь компромисс между коммерческой и спортивной составляющей?

- Хороший вопрос. Да не скрываю, коммерческая команда платит взносы, для этого она и создавалась, а любой труд должен быть оплачен. Здесь палка о двух концах. Я стараюсь делать три равных звена, с тремя сильными центральными нападающими, которые если бы играли вместе, были бы лидерами. А здесь получается, что они играют и за себя и за того парня, то есть девчонку. Играем примерно ровно по времени. А в конце периода стараюсь самых сильных девочек, кто себя проявил, собрать в одну смену и дать поиграть в кайф, поиграть в чужой зоне и создать там что-то интересное. Вроде бы все родители относятся с пониманием. Хотя претензии все равно бывали. Важно понимать, что хоккей – это командный вид спорта, сегодня тянут одни, а завтра другие.

И я сразу говорю: тренер Александров специфический, поэтому кому не нравится – уходите.

- У тебя есть основной костяк, но девочки не всегда играют вместе. Вы вместе не тренируетесь, а собираетесь только на игры. Создает ли это трудности в сыгранности, ведь взаимодействие и игра в пас очень важны в хоккее? Либо ты и не ставишь такой цели?

- Сильным детям достаточно одной смены, чтобы сыграться. А слабым и пяти лет для этого не хватит. С этим проблем нет, и все зависит от уровня мастерства. Как говорится, Павел Буре и Сергей Федоров долго сыгрываться не будут, Вячеслав Фетисов с Алексеем Касатоновым тоже. А что касается командного духа, то тут уже включается моя работа. На игры приезжает всегда разный состав, и здесь необходим некий тимбилдинг. Стараюсь делать сплачивание коллектива, рассказывать разные истории, придумывать девизы. За несколько дней мы становимся более сплоченными, чем многие команды спортивных школ. Во многом мне помогает опыт работы ведущим на разных спортивных мероприятиях. Повторюсь, команда «Русские лисицы» для многих девочек – это единственная возможность сыграть за такую женскую команду.

Хочу отметить, что у нас в Москве и в Московской области в спортивных школах есть отличные тренеры, которые много делают для развития женского хоккея. Это Михаил Топанов, Максим Грозовский, Александр Игнатов, с которыми мы также плотно сотрудничаем.

- Перечисли особенности в подготовке девушек-хоккеисток в силу их физиологических и психологических особенностей?

- Явных отличительных особенностей нет. Хоккей он для всех один, как и его правила. По психологии с девчонками легче, чем с мальчиками. Они раньше взрослеют, умнеют. Девочки более дисциплинированные и даже самоотверженнее. Еще, мне кажется, у нас очень хорошая генетика. У нас женщины в спорте более талантливые и одаренные по природе, чем мужчины. Особенно в регионах. Просто у нас не всегда правильно выстроена система. И если создать приемлемые условия для женского хоккея, мы могли бы спустя какое-то время стать законодателями мод, обыгрывать сборную Канады и Америки.     

- Раз уж ты заговорил о системе, то расскажи о том, как работает переход из детского хоккея во взрослый. Понятно, что данная проблема присутствует и в мужском хоккее, а как ты посоветуешь решать ее в женском?  

- У нас женский хоккей вообще практически не развит. В профессиональной лиге у нас всего 6 команд и то часть из них, что называется, на ладан дышит. Нам надо создавать женскую хоккейную федерацию, искать спонсоров, а также создавать женские студенческие хоккейные лиги. Чтобы девчонки могли и получать нормальное образование, и играть за сборные.

Своим наиболее сильным девочкам я бы рекомендовал уезжать в возрасте 16-18 лет в Америку, получив бесплатные гранты и стипендии. Там они будут иметь возможность или играть в хоккей, или в дальнейшем работать в приличной иностранной компании.

Хоккей дает кучу вариантов и открывает девочкам массу возможностей.  

- Ты серьезно считаешь, что необходимо создание женской хоккейной федерации, ведь у нас ни в одном виде спорта нет разделения федераций по гендерному признаку?

- Да, федерация должна быть именно всероссийской, потому что, к примеру, в ФХР нет структурного подразделения, занимающегося женским хоккеем. Она будет неким толчком для развития. Будет защищать детей и тренеров, выделять финансирование на различные проекты, а главное создаст эту возможность перехода из детского хоккея во взрослый. Конечно, многие заслуженные хоккеисты мужчины скептически отнесутся к этой идее. Однако сейчас спорт выравнивается, и сейчас не те девочки-хоккеистки, что были 10-15 лет назад. А пройдет еще 10 лет, и женский хоккей будет совершенно другой.

И я не удивлюсь, что скоро в олимпийской программе женский хоккей будет, а мужской – нет. 

- Тебе не кажется, что одна из главных причин такого отношения к женскому хоккею – это стереотип, что  хоккей – это спорт для настоящих мужчин?

- Да ты права, есть такой стереотип. И многие тренеры старой закалки крутят у виска со словами: «ну какие девочки?»  А в Америке и Канаде такого нет, там совершенно другое восприятие женского хоккея, и с них в этом плане нужно брать пример.

- Как ты уже сказал, почти все девочки тренируются в командах мальчиков. До какого-то определенного возраста девочка может быть конкурентоспособна, а потом в переходном возрасте мальчишки вырастают, и девчонка физически за ними не тянет. Есть ли такая проблема и как ее решать?

- Гораздо больший процент девочек, которые заиграли в сборных России и юниорскими сборными пришли из команд мальчиков, ведь реально сильных команд девочек не так много. Чтобы девочки были в порядке они должны тренироваться и играть против мальчиков как можно дольше, а потом уже стремиться в женские команды более высокого уровня.

- Что ты посоветуешь родителям девчонок-хоккеисток, как им помочь своим детям построить спортивную карьеру или просто получить удовольствие от хоккея?

- Лучше всего девочки начинать свой путь в хоккей с фигурного катания. Года два с 5 до 7 лет тренироваться в секции, а потом идти в хоккей. Если нет команды девочек, идти в команду мальчиков и желательно в свой год. Потом можно по регламенту уходить в команды на два года младше. Девочкам необходимо больше работать над техникой, а не над выносливостью и силой. Потому что в профессиональном хоккее техника выходит на первое место. А лучший вариант для продолжения карьеры – это поступать в университет, играть за студенческую команду и получать бесплатное качественное образование.

И самый главный совет родителям – не давить на ребенка и поддерживать его. Чтобы он получал кайф от игры, а каждая секунда в хоккее была для него праздником.

- Ты считаешь, в нашей системе возможен переход из фигурного катания в хоккей?

- Я считаю, что он необходим, ведь в фигурном катании очень большой отсев, но там есть девочки, хорошо подготовленные для хоккея по части катания. К примеру, когда идет отчисление в фигурном катании, надо приглашать в группу хоккейного тренера, чтобы он перетягивал их к себе. Но здесь другая проблема, в Москве приглашать таких девочек некуда, так как нет команд девочек, а тренеры команд мальчиков в этом незаинтересованы. Получается замкнутый круг. Вот поэтому я и говорю, что нам нужна федерация и люди,  которые будет лоббировать эти интересы и все систематизировать.

- Давай вернемся к первому вопросу и к теме коммерческих селекционных команд. Не только девочек. Почему за последние 3-5 лет у нас появилось их такое количество?

- В этом нет ничего плохого, поскольку это возможность получить дополнительную игровую практику. Меня расстраивает другое.

Мне пару раз предлагали участвовать в селекционных проектах, но я отказывался по одной простой причине. Эти вещи задумывали родители, в основном обеспеченные и считающие, что они разбираются в хоккее. Такие люди думают, что у них плохой тренер в спортивной школе, и его ребенок при нем плохо играет. Такие люди создают команду, нанимают тренера и начинают руководить. Это бред полнейший.

Был бы смысл, если бы такие команды создавали профессионалы, а не люди совершенно далекие от хоккея. Такие «родительские» команды очень сильно разваливают команду в спортивной школе, начинают переманивать детей, начинаются конфликты и беготня из одной команды в другую. Я вообще считаю, что количество переходов ребенка за его спортивную карьеру нужно регламентировать и ограничить одним-двумя. Родители делают неправильно и сами губят ребенка, поскольку от частых переходов лучше никому не будет. Надо доказывать тренеру, даже если он ставит тебя в четвертое звено, и даже там идеально отрабатывать каждую смену. Тогда тренер заметит тебя и даст играть, как бы он к тебе не относился.

- Смотри, если ребенок занимается в спортивной школе, у него есть хоть какой-то шанс быть замеченным другими клубами, а может в будущем заиграть на более высоком уровне уже после окончания школы. Получается, что в селекте ребенок дальше коммерческих кубковых турниров не пройдет?  

- Тут не соглашусь с тобой, потому что шансов заиграть из второй и третьей группы ОПМ гораздо меньше, чем заиграть из селекта, если только ребенок из этих школ не переходит в ЦСКА, «Динамо», «Крылья  Советов» или «Русь».  Если селекты будут создаваться профессионалами, иметь знак качества и участвовать в крупных детских турнирах типа «Прорыв», «World Select Global» , их заметят тренеры не только на уровне Москвы, но и на уровне России. Шансов у парня меньше не становится, даже если он не числится в спортивной школе.

- Сейчас много и частных коммерческих школы, которые играют в Кубках Москвы, проводимых ФХМ. Это проявление той же коммерциализации нашего хоккея?  

- Я считаю, что это хорошо, когда чемпионат открытый и туда может заявиться любая команда, которая соответствует регламенту. Значит ФХМ (прим. – Федерация хоккея Москвы) готова к сотрудничеству и взаимодействию. Ведь частные школы также могут создать свой чемпионат, который может быть интересней, чем соревнования федерации. 

- В чем причина такой тенденции?

- Одна из главных проблем бюджетных школ – это зарплата тренеров. Может быть, поэтому ввиду экономической ситуации бюджетные школы изживают себя и все переходит в коммерцию. А еще определенные рамки, в которые загоняют всех наставников. А тренер, как художник или как представитель другой творческой профессии не должен быть в эти рамки загнан. Он должен творить и писать картину.

Еще одна проблема бюджета – это зависимость тренеров от родителей и боязнь каких либо жалоб от них. Пока это есть никаких результатов не будет.

В частной команде можно убрать ребенка из состава, если он, по мнению тренера, в него не проходит. В бюджетной спортивной школе – нет.

- Может ли отчасти решится данная проблема, если спортивным школам увеличить финансирование и поднять зарплаты тренеров?

- Все дело не только в зарплатах. Это очень закрытая система, которую сложно понять обычному родителю. Нормативы, законы, федеральные стандарты. Если бы я был далек от хоккея, я бы тоже не понимал, как это работает.

- Не считаешь ли ты, что все зависит от тренера. В том числе то, как он выстроит работу с родителями в школе коммерческого или бюджетного формата?   

- Даже к авторитетным тренерам спортивных школ есть и будет масса претензий, потому что всегда найдутся родители, которых он не устраивает. К сожалению, часто работу тренера оценивают не по результату, а по отсутствию на него жалоб со стороны родителей. Ведь многие из них с ума сходят от амбиций и не понимают, что 99,9 % нынешних игроков до большого хоккея просто не дойдут.

- И заключительный вопрос о твоей деятельности. Ты работаешь, в том числе на «Кубке Гризли», как спортивным комментатором, так и тренером, как тебе одно другому помогает?

- Мне нравится и тренировать, и комментировать, ведь это не только разная работа, но и разные хобби. Как говорил кто-то умный: выберете себе работу по душе, и вам не придется работать ни дня. В идеале комментатор и должен вариться в этой кухне, поэтому тренерская деятельность точно помогает мне комментировать. Взять, к примеру, того же Александра Бойкова, который управляет ФХМ и комментирует матч КХЛ, являясь экспертом. Я бы, например, хотел тренировать юниорскую или главную женскую сборную по хоккею и комментировать матчи на центральных федеральных каналах.

И в завершении хотел бы поблагодарить всех причастных к организации «Кубка Гризли». Это Дмитрий Романов, Анна Корешкова, Игорь Литвиненко, Ксения Мурзина. Нам очень понравилось выступать на этом турнире, а многие организаторы и зрители заметили девчонок, подходили, знакомились и благодарили. Спасибо за этот опыт!

 

Текст: Ксения Мурзина



Android app on Google Play

Дни рождения

Богомолов Иван (17 лет)
10 декабря 2001

Сухоцкий Артем (18 лет)
10 декабря 2000

Михайлов Никита (13 лет)
10 декабря 2005

Селиванов Иван (13 лет)
10 декабря 2005

Саврасова Валерия (17 лет)
10 декабря 2001

Кузнецов Артемий (14 лет)
10 декабря 2004

Казаков Илья (15 лет)
10 декабря 2003

Лачков Алексей (10 лет)
10 декабря 2008

Паниклов Бронислав (9 лет)
10 декабря 2009

Суворов Николай (68 лет)
10 декабря 1950

Строкин Егор (12 лет)
10 декабря 2006

Яндекс.Метрика
Создано с любовью, для друзей – DabsurD.ru